Существует мнение, что огромные списки грехов, подобные этому, совсем ни к чему, и что они приводят к формальному отношению к Исповеди, ведь главное — иметь раскаяние. Тогда встает вопрос: как родится в человеке раскаяние, если он не видит своих грехов? Приходит на Исповедь, а грехи назвать не может, только самые грубые и явные, а порой и их не считает грехами. Но когда при помощи того же «Дневника» человек внимательно рассмотрит себя, то он сможет осознать, что в его жизни было греховного. Не поняв, какие из наших поступков греховны, невозможно и признать их грехами, не признав невозможно в них раскаяться. Грех нужно признать за грех! А чтобы это сделать, человеку нужна помощь, нужен какой-то перечень.
Главное отличие данного пособия в том, что грехи в нём разделены на восемь больших групп — страстей. Под словом «страсть» Церковь понимает сильную привязанность к какому-либо греху, которая вошла в привычку и стала как бы одним целым с человеком. Такое деление грехов мы встречаем у большинства святых отцов, в том числе и у святителя Игнатия (Брянчанинова). В каждой группе грехов отмечены свои специфические проявления. И любой с помощью «Дневника» может увидеть, какие грехи характерны именно для него. В каждой группе (страсти) грехи разделены еще на три группы. Это нужно, чтобы понять, какие бывают грехи по степени тяжести: смертные, грубые и простительные (Понятие «простительный грех» заимствовано у святителя Игнатия (Брянчанинова). См. «Слове о смерти». Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 3. М.: Паломник, 2006. С. 162.).
Для чего необходимо такое деление? Во-первых, чтобы понять, какая страсть в нас более всего развита, во-вторых, чтоб вести со страстями качественную борьбу. Ведь может быть и так, что какие-то грубые проявления страстей мы уже признали, в них покаялись и стараемся больше не повторять, а другие (менее тяжкие) за грехи не считаем, хуже того, можем их любить, и этим страсть питается, от чего и повторяются грубые грехи, которые мы бы уже и не хотели повторять. Но поскольку с менее грубыми проявлениями страстей мы борьбы не ведем (или потому, что не знаем, или не признаем их за грехи, или их любим) и в них не каемся, страсть продолжает развиваться и приносить свои плоды — грубые, а иногда и смертные грехи. В этом-то и кроется при- чина повторения грехов, когда мы из раза в раз чуть ли не под копирку приносим на Исповедь один и тот же список грехов. Продолжая сохранять страсть в своей душе (позволяя себе «мелкие» грешки), наши усилия против одного проявления страсти, уже признанного за грех, не приносят должного результата из-за того, что с другими её проявлениями мы не боремся (может быть, из-за незнания), а иногда и не желаем бороться, потому что не представляем себе жизни без этого. Поэтому очень важно знать и замечать не только грехи смертные и грубые, но и условно простительные, чтобы вести качественную борьбу. Условно простительными грехи названы потому, что если их копить и в них не каяться, то их может накопиться столько, что они будут равны по тяжести смертному греху. Как и тяжелый камень (смертный грех), так и мешок с мелкой галькой (грехи простительные), привязанные к шее, одинаково могут утянуть на дно и привести к погибели. Но это не значит, что мы должны отчаиваться, ведь всякий грех может проститься человеку, если он принесет должное покаяние. Также и не должно впадать в другую крайность — ждать от себя безгрешия, ведь от простительных грехов не были свободны даже святые. Наша задача — не стать безгрешными, а по мере сил трудиться над собой с надеждой на Бога, быть к себе внимательными, замечать свои грехи (пусть даже простительные), и каяться.
В «Дневнике кающегося» содержится довольно обширный перечень смертных грехов. Незнание этих грехов на сегодняшний день является серьезной проблемой. Практика показывает, что многие из этих грехов не признаются, как смертные, некоторые грехи считаются необходимыми для жизни и естественными, а о некоторых даже стыдятся говорить, на столько они неприличны. Так или иначе, но это приводит к тому, что сегодня можно нередко встретить людей, считающих себя православными христианами, живущих при этом в смертных грехах, ни разу не бывших на исповеди, которые вместе с тем дерзают просить у Бога помощи в их житейских делах, хотя сами ничего не сделали, чтобы «доказать» свою решимость исправиться, то есть что-то принести Богу как бы «взамен» Его помощи. Бог для многих стал инструментом, который исполняет желания, причём часто греховные желания.
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), даже один нераскаянный смертный грех, всего один, может утянуть душу в ад. Оттого он и назван смертным, что наносит душе смертельную рану, то есть убивает душу и она становится неспособной ни к чему духовному. Такой человек, с духовной точки зрения, мертв, хотя по телу еще остается жить. Дьявол вводит человеку инъекцию, которая парализует тревогу за свою посмертную участь, человек находит подтверждение своей греховной жизни в других, и может радоваться, жить на полную, упиваться своим грехом, не замечая никакой опасности. Если это так, то знать эти грехи крайне необходимо, чтобы не только принести в них раскаяние, но и понести должную епитимию, чтобы их впредь не повторять. Ведь смертный грех, а тем более повторяющийся, говорит о сильно развитой страсти, которая и породила этот смертоносный плод. Чтобы ослабить страсть, нужна борьба, в этом и со- стоит суть налагаемой священником епитимий, включающей в себя соответствующие ограничения (временное отлучение от таинств) и духовные упражнения (пост, молитвы, поклоны и пр.) для согрешившего.
С помощью данного пособия можно не только подготовиться к Исповеди за всю прошедшую жизнь, которая необходима перед Причастием, Венчанием или участием в Крещении, но и научиться борьбе со своими болезнями души — страстями. Это пособие помогает разглядеть каждую страсть во всех её проявлениях от самых тяжких, называемых смертными грехами, до простительных.
К сведению читателя добавим, что «Дневник кающегося» выдержал несколько редакций. Первоначально в нём содержался только перечень грехов, который приведён у святителя Игнатия (Брянчанинова). Но для современных христиан он оказался слишком короток и не всегда понятен. Поэтому при второй редакции перечень грехов в каждой страсти был расширен: включены дополнительные примеры, взятые из «Опыта построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Несмотря на внесенные дополнения, через некоторое время появилась необходимость вновь дополнить списки примерами грехов, накопившимися за несколько лет работы с прихожанами. Таким образом, читателю предлагается последний вариант «Дневника кающегося» с дополнениями нескольких священнослужителей, применяющих его при подготовке людей к Исповеди.
…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Мф. 4, 17
Нам, христианам, назначен рай, Небо, вечное блаженство, если здесь, на земле, будем жить благочестиво, не разлучаясь с Церковью Христовой, исполняя обещания, данные нами при Крещении. А что же мы обещали? В таинстве Крещения мы отрекались от сатаны и всех дел его (дела сатаны — это грехи), мы символически показывали своё презрение к этому падшему духу
С кем же мы, отрекшись от сатаны, соединились (сочетались) в Крещении? Со Христом! Так почему же теперь опять живём во грехах? Ведь мы отреклись от них. Если после Крещения грех вновь стал смыслом нашей жизни, если грешим и не видим своих грехов, считаем себя праведниками, то, значит, крестились неосознанно, так и не узнав смысла веры. Мы так и не поняли, что для избавления нас от проклятия вечной смерти потребовалось Воплощение Сына Божия, Его Рождение от Девы Марии на Земле. Имея такую же человеческую природу, как наша (за исключением греха), Иисус Христос не только понёс свойственные нам скорби и беды, не только исцелял, чудодействовал и дал заповеди жизни как Бог, но и, добровольно взяв наши грехи на Себя, понёс наказание вместо нас — претерпел страшную казнь на Кресте и умер. Своим страданием и смертью Сын Божий примирил человечество с Отцом Небесным, избавил нас от вечной адской муки, от рабства дьяволу, вновь открылся для нас рай. Сын Божий, присоединив к Своей Божественной природе человеческую (в этом смысл Воплощения), обновил, воссоздал её, человеческую природу, убитую грехом. Теперь каждый, кто уверует в Иисуса Христа — Сына Божия как в своего Спасителя и Искупителя, может в таинстве Крещения не только получить прощение всех своих грехов и очиститься от печати вечной смерти, но и родиться водою и Духом для вечной жизни.
Но вот, родившись Крещением для вечности, мы больше не обращаем внимания на уготованное нам блаженство, мы никогда не думаем о неизреченных будущих благах, мысль наша всегда на земле, в земных удовольствиях, в земных попечениях. А если так, то не умерли ли мы вновь, не погубили ли в себе тот великий дар, полученный в Крещении? Ведь в таинстве на нас сошёл Святой Дух, ожививший нашу душу, — до этого она была убита грехом, была непригодна к общению с Богом, к раю, к вечной жизни. Если мы не обнаруживаем в себе действий Духа, если опять пресмыкаемся по земле, то действительно вновь умерла душа; хотя по видимости кажемся себе и окружающим живыми, но это только для плотских глаз. Это означает, что в нас опять вошла вечная смерть, мы опять служим сатане, а после смерти нам опять уготован ад, огонь вечный, червь неусыпающий для непрестанного угрызения и терзания нас, поскольку проводим земную жизнь в грехах и в греховных наслаждениях. А мы этих-то наслаждений и ищем, за ними-то и гоняемся, в них все желания и размышления наши.
Мы живём так, как будто не существует ада, как будто мы бессмертны, вечны на земле, как будто пребываем в бесконечном блаженстве. Оглохли от земной суеты и развлечений, не слышим Слова Божия, возвещающего нам о страшных бесконечных муках! Мы видим смерть наших ближних, участвуем в их погребении, но это не производит на нас никакого впечатления, как будто смерть — удел других людей, но не наш. Мы, как мёртвые, не имеем ни памятования, ни предощущения смерти, ни памятования, ни предощущения будущности. Точно, мы мертвы!
Для нас Сын Божий сходил на землю, взял наши грехи на Себя, понёс вместо нас наказание; умерев на Кресте, избавил нас от вечной смерти, сделался для нас Жизнью и Путём к этой жизни. Он требует, чтобы и мы вслед за Ним (если уж мы христиане) распяли свою плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Только не потому, что Он нуждается в этом, но потому, что это нужно нам. Только в христианах, умерших для греха, может раскрыться явление жизни благодатной.
Но мы, читая, видим одни буквы, самих слов душа не принимает, не понимает: они написаны как бы на чужом, неизвестном языке. И это не удивительно, это прямое следствие нашего не- правильного душевного состояния. Мёртвый телесно неспособен к ощущениям телесным: будут ли восхвалять его, осыплют ли его богатством или оскорблениями — ко всему он бесчувственен. Так и мёртвый душою не может понять слов духовных, не может ощутить духовных благ, не может иметь должной памяти о смерти и вечных муках, должного познания суетности этого мира, отравленного ядом греха. Он сам отравлен этим ядом, умерщвлён грехом, чужд Бога, стал добровольной жертвой ада. Тело живо, если присутствует в нём душа, а душа жива, если присутствует в ней Святой Дух.
Проверим себя, живём ли мы по законам Духа, изложенным в Евангелии, и нам станет ясно: жива наша душа или мертва. Ведь мы живём не так, как заповедал нам Христос. Но, отвергая Его заповеди, мы отвергаем Самого Христа — Сына Божия, Истину, значит, становимся добро- вольной добычей ада, уготовляем себе вечную муку в сообществе с дьяволом. Не горько ли осознавать это? Не возникает ли в сердце сожаление о содеянных грехах? Не рождается ли со- крушение о своих прегрешениях? Или мы думаем, что грехи, хоть и есть, но не так много, что вот у других-то дело обстоит значительно хуже? Давайте не будем оглядываться на других! Нам сказано: «Не судите». Давайте поглубже заглянем в себя. Воспользуемся «Дневником», чтобы обнаружить, чем убита наша душа. Какие из восьми страстей живут в нас? В чём они проявляются? Какие смертные грехи «висят» на нас?
Есть случаи, когда люди возмущаются приведённым перечнем грехов, говорят, что не хотят лишаться «земных радостей». Что ответить? Страшно, если грех стал радостью, если мы так привыкли к нему, что другой жизни уже не представляем, если мы так взрастили его в себе, что стали рабами ему. Страшно наслаждение грехом! Но есть и другие случаи. Вот один из них. В палату к молодой женщине-предпринимателю, попавшей в автомобильную катастрофу и находящейся в больнице с опасными травмами, заходит сестра милосердия и предлагает побеседовать. Больная с раздражением в голосе спрашивает: «За что меня так Бог наказал?» Узнав, что женщина не имеет правильных понятий о грехах, сестра предлагает ей проверить себя по
«Дневнику» и продолжить разговор завтра. На другой день, лишь только сестра появилась в палате, больная вдруг сходу задаёт вопрос: «Когда батюшка придёт?» — «А зачем Вам батюшка?» — робко спрашивает сестра. Тогда удачливая, уверенная в себе бизнесменка, вдруг сказала:
«Я не понимаю, как меня Бог до сих пор терпит на земле!» Какое удивительное прозрение! Не оказавшись в беде, и она, быть может, с возмущением бы отвергла предложенную возможность проверить греховность состояния своей души.
Задумаемся, а нас-то как терпит Господь? Посмотрев на себя в свете Евангельской Истины, ужаснёмся: какой ответ дадим на Суде Божием, час которого неизвестен для нас? Удивимся непостижимой благости Всеблагого Бога, Который до сей поры терпит наши беззакония, до сей поры ожидает обращения нашего, до сей поры простирает к нам объятия.
Бог призывает нас к покаянию. Покаяние необходимо для всех! Каждый да воспользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа. Уже довольно мы принесли жертв греху! Уже вполне мы погубили себя! Принесём же, наконец, жертву Богу. Что это за жертва? Это — «сердце сокрушенное и смиренное», осознание своих грехов, искреннее раскаяние в них и нежелание впредь их повторять. Покаяние есть перемена жизни, организация своей жизни по заповедям Божиим, а не по правилам, традициям и привычкам растленного грехом мира. Единственная жертва, которую принимает от нас Бог, это покаяние. Так принесём эту жертву, покажем на самом деле, что глубоко сожалеем о преступлениях заповедей, осуждаем себя во грехах, искренне желаем и ищем исправления!
Покаяние всемогуще, как установление Всемогущего Бога! Оно не придумано людьми. Это дар Всеблагого Бога падшему человечеству. Действенность покаяния гарантирована Искупительной Жертвой Иисуса Христа, Его страданиями и крестной смертью. Ведь Господь доподлинно знает наши немощи, хитрость дьявола, лукавство окружающего мира, по которым человек легко может впадать в грех. Вот и дал нам любящий нас Бог возможность восставать от греха — через покаяние. Нет такого греха, который бы устоял против него. Покаянием очищается всякий грех. Если мы впали и в тягчайшие грехи, не остановимся приступить к покаянию.
Не позволим себе считать себя безгрешными, — чтобы не перекрыть путь к исправлению. Не позволим себе сравнивать свои «грешки» с «тяжкими прегрешениями» окружающих, потому что Бог будет судить нас за наши грехи, а в очах Божиих всякий нераскаянный грех тяжек: это вражда против Творца и служение сатане. Не позволим себе пребывать в беспечности и нерадении о своей будущей вечной участи. Беспечность и нерадение рождаются от пребывающей в нас вечной смерти. Не позволим себе делать, говорить, думать и чувствовать, не рассуждая о том, что это: добро или зло, — в противном случае грехи плодятся и растут как снежный ком, пущенный с горы. Не позволим себе уснуть, пока не вспомним прошедший день и не осудим себя в содеянных грехах, чтобы не умерла окончательно наша совесть. Тогда Сам Господь, видя наше старание, откроет нам духовные очи, чтобы мы видели свои недостатки; тогда пошлёт нам дар покаяния, и станут удовлетворительными и действенными наши Исповеди.*
В перечне восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три группы:
С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая к мелким грехам, потом дальше и дальше, желая подвести нас ко грехам смертным, чтобы гарантированно заполучить человеческую душу.
Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (страстей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Так и для души — одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, при честном рассмотрении обнаружим все восемь!
Если имеем заботу о своей будущей вечной участи, то незамедлительно начнём борьбу. Дерево (страсть), которое долго растили, и выкорчевать нелегко, но с помощью Божией всё возможно.
Любой из грехов может быть прощён христианину в таинстве Исповеди при выполнении следующего:
В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 2, 28—30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смертный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлучают нас со Христом, следовательно, приступать к любым церковным таинствам (Причастия, Венчания, Соборования) в таком состоянии пока невозможно — обернётся в осуждение. Сначала необходимо обрести покаяние.
Да умудрит вас Бог.
Это пособие может помочь для подготовки к первой или первой после долгого перерыва (больше года) исповеди. Во многих случаях необходима полная исповедь, если таковой никогда не было, т. е. исповедь за всю прошлую жизнь. Конечно, грехи, уже исповеданные ранее, и которые с тех пор не повторялись, говорить не нужно.
Здесь перечислены разнообразные грехи, которые человек обычно совершает в своей жизни. Очень часто бывает, что при самостоятельной подготовке сложно сконцентрироваться и вспомнить всё, что было или просто разобраться, что является грехом, а что нет. Этот перечень может помочь вспомнить или даже осознать свои грехи. Нужно обратить особое внимание на те грехи, которые выделены жирным шрифтом (особо тяжёлые), если они были в жизни и не были никогда исповеданы, то до сих пор они на нашей совести, их не надо умалчивать, забывать, скрывать и т.д., это важно. Эти грехи жизненно необходимо исповедовать, даже если вы ещё не осознаёте в полной мере, что это вообще грех. Часто люди исповедуются во второстепенных вещах, тогда как у них есть более тяжёлые грехи, и они про них не говорят ни слова, это крайне опасно.
По большому счёту чуть ли не весь список грехов можно найти в своей жизни. Конечно, переписывать под копирку это пособие не надо. Надо понять, что вы ощущаете и по-настоящему переживаете как грех, совесть в этом случаем может подсказать. Сперва лучше попробовать написать свою исповедь (грехи) самостоятельно на листочке. Потом открыть список и посмотреть, может быть что-то упущено (наверняка так и окажется). На подготовку к первой исповеди можно и нужно потратить не один день, желательно выписывать грехи, чтобы потом ничего не забыть, а на исповеди смотреть в эти записи или читать.
Любой грех, который не исповедан, остаётся на душе человека и за него придётся давать ответ на Страшном Суде, таково учение Церкви. Грехи, в которых мы раскаялись и больше не повторяли, не будут открыты перед всеми в конце нашей жизни, о них никто не узнает и судить не будет, даже если мы совершали его всю жизнь, а только в конце пришли к пониманию, что жили не правильно. Главное это покаяние.
Грехи надо говорить на исповеди без долгих историй о жизни и упоминания других людей, но если душа требует что-то уточнить, сказать какие-то подробности греха, надо сказать так, как подсказывает совесть, чтобы за своими словами, формулировками и фразами не скрывать степень греха, и после исповеди не было ощущения, что вы что-то скрыли или недоговорили из-за стыда или страха. Можно сказать на исповеди «украл», но при этом украсть можно и карандаш и миллион. В таком случае за словом «украл» человек может скрывать степень греха. Можно сказать «вёл(вела) себя не правильно», а под этими словами подразумевать, например блудные от- ношения до брака, различные извращения, употребление наркотиков и т.д. – под этими можно понимать всё, что угодно. На исповеди не должно быть двусмысленных формулировок, нужно говорить так, чтобы было понятно о чем речь. И так во всём остальном. Многие люди стараются уменьшить степень своего греха или сказать так, чтобы это казалось менее существенным. Не надо идти на такие компромиссы, надо всё говорить как есть. Сначала нужно говорить самые тяжелые с вашей точки зрения грехи, потом менее тяжелые.
Этот список нужно прочитать и спросить свою совесть, что из этого списка точно ваш грех и вы это понимаете, но может быть не признавались (даже себе) в этом всю жизнь. Если Вы держите этот список в руках, значит в вашей жизни наступил важный момент, когда Вы хотите, чтобы Господь был рядом и поэтому пришло время всё поменять.
Не нужно бояться говорить о себе честно, хотя кажется, что это страшно сделать в присутствии свидетеля (священника). Священника ничем удивить и озадачить нельзя, он слышал уже столько всего на исповедях, что бояться, что о вас что-то подумают или начнут осуждать и проч. совершенно не нужно. Вашу исповедь никто никогда не узнает. Исповедь должна быть полная и честная, её принимает Бог. Утаивание или смягчение грехов словами ведёт к ещё большему греху. Только после настоящей исповеди можно реально ощутить действие благодати в момент прощения и с чистым сердцем и совестью идти на Причастие или Венчание, зная, что вы сделали всё, что в ваших силах. Помоги Вам Бог в подготовке!
Перечень страстей и грехов
страсть БЛУДА
*
Бог, уклонение от деторождения является проявлением блудной страсти, когда хочется только наслаждений)
страсть СРЕБРОЛЮБИЯ
Задерживали возврат долга, хотя и могли его отдать;
страсть ГНЕВА
«Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);
страсть ПЕЧАЛИ
*
*
страсть УНЫНИЯ
*
*
страсть ТЩЕСЛАВИЯ
*
*
страсть ГОРДОСТИ
*
*
***
Список литературы: